Дом Янки Дягилевой
В центре города (ул. Ядринцевская, 61) сохранилась избушка, в которой провела большую часть жизни героиня сибирского андеграунда Янка Дягилева. Многие из оставшихся от Янки трёх десятков пронзительных песен тоже написаны в этом домике. Здесь бывали Егор Летов и Александр Башлачёв. Нынешние жильцы к Янке отношения не имеют.
Яна Дягилева — один из ключевых персонажей российской рок-сцены. Она родилась в Новосибирске в 1966 году. В середине 80-х познакомилась с поэтом Александром Башлачевым и с лидером «Гражданской обороны» Егором Летовым. С Летовым (он тоже сибиряк — родился в Омске) у них завязались близкие отношения, они вместе выступали и записывали песни. К 1991-му Янка выпустила восемь альбомов (включая бутлеги). Их относят к сибирскому панку, он в 1980-х объединял очень разных музыкантов — от «Гражданской обороны» до «Калинова моста» (при этом стилистически движение одним только панком не ограничивалось).
9 мая 1991-го 24-летняя Дягилева ушла со своей дачи под Новосибирском и не вернулась; ее тело было найдено 17 мая в реке Иня. Причины смерти неизвестны.
Дягилева жила в одноэтажном деревянном доме № 61 на Ядринцевской улице в центре Новосибирска. Башлачев и Летов давали в этом здании концерты. После смерти певицы дом стал местом паломничества фанатов; к нему до сих пор водят экскурсии. Все это время дом остается жилым (к Дягилевой жильцы никакого отношения не имеют) и находится в очень плохом состоянии.
Новосибирские власти хотели снести дом еще в 2013 году, но фанаты его отстояли и даже добились появления на нем памятной таблички
В 2013-м власти внесли дом на Ядринцевской в программу сноса ветхого и аварийного жилья. Разрушить дом планировалось в течение 2013–2014 годов.
Поклонники Дягилевой не просто были против — они потребовали установить на здании памятную табличку. Весной 2013-го комиссия по наименованиям при мэрии Новосибирска отказала инициативной группе, заявив, что сама певица не стремилась к популярности и, возможно, «добровольно ушла из жизни». Ректор Новосибирской консерватории Константин Курленя заявил, что Янка не переступила «порог известности», деятельность ее носила «сугубо локальный, поколенческий характер». «Устанавливать эту досочку увековечивания — нецелесообразно», — заявлял Владимир Городецкий, в то время занимавший пост мэра Новосибирска.
В январе 2014 года после многочисленных публикаций новосибирских СМИ о проблеме ситуация изменилась. Власти Новосибирска заявили, что, несмотря на попадание в программу сноса ветхого и аварийного жилья, дом на Ядринцевской в ближайшее время все-таки не снесут. А в мае 2014-го на жилом доме появилась мемориальная доска — на церемонию ее открытия собрались около ста фанатов. Все деньги (50 тысяч рублей) на установку доски собрали поклонники Янки из разных стран мира.
В последние годы поклонники Янки ведут кампанию за сохранение дома, а в идеале — превращение его в музей сибирского рока.
*с использованием информации и материалов сайта Meduza, 2ГИС, фото - из открытых источников